Улькяр Алиева: «Астана Балет» – новые горизонты танцевального пространства»

Именно так прозвучало мнение театрального и музыкального критика, доктора искусствоведения Улькяра Алиевой о трехдневных выступлениях театра «Астана Балет» на сцене Большого театра Беларуси. Вечера Минска в эти дни были наполнены творческой новизной в балетном искусстве, в театре царила утонченная азиатская графичность, стильный контраст классики и модерна.

«Невольно подумалось – парадокс глобализации мировой культуры: мир становится все меньше, но творческие знания раздвигают границы, ещё раз подтверждая, что творческая фантазия, художественное воображение не только не признаёт границ, а просто их не имеет. Вот и творческие искания «Астана Балет», показанные на сцене Большого Театра Беларуси – это шанс для белорусского зрителя познать новые пределы танцевального пространства, направления развития творческой мысли», – отметила Улькяр Алиева.

Организаторы фестиваля «Балетное лето в Большом» тщательно изучив творчество театра «Астана Балет» в течении года, предложили выступить главным гостевым коллективом, который продемонстрирует основные тенденции балетного искусства и неоклассики.

«Несмотря на юность фестиваля, он уверенно занял свое место в театральном искусстве Беларуси. Главная идея его проведения – укрепление «моста» дружбы в искусстве стран, развитие традиции взаимодействия театров, познание новых направлений театрального искусства», – сказал художественный руководитель Большого театра Юрий Троян.

«Для нас «Балетное лето в Большом» стал еще одним испытанием. В этот раз мы выехали с объемной и сложной программой. Перед нами стояла большая задача – в сжатые сроки проявить себя, показать многоранность труппы, классические и неоклассические приемы исполнения, владение пластикой современного направления танца. Зрители, понимающие основы академического и западного стиля, дали высокую оценку, что нас очень порадовало», – сообщила заслуженная артистка РК, балетмейстер-постановщик Айгуль Тати.

Искусство в художественных образах передает роскошный колорит национальной культуры, ее глубинную историю и корни, как часть дипломатии уплотняет узы дружбы народов. Постановками первого дня (национальный блок «Наследие великой степи») которые сопровождались бурными овациями, театр открыл занавес своих балетных дней в Минске. «Визитная карточка» театра превзошла все ожидания зрителей белорусской столицы.

«Первый день выступления Астана Балет познакомил белорусскую публику с исходной палитрой творческих исканий молодой казахской балетной труппы. Наибольший интерес и восторг у публики вызвали современные композиции – фрагмент из балета «Алем» и «Скифские фрески», раскрывающие стихию древних, не замутненных «лаковым» гламуром цивилизации сильных чувств, словно приподнимающих завесу времени и раскрывающих первозданную красоту эпохи, «когда мир был юным», – отметила театральный и музыкальный критик Улькяр Алиева.

Для минчан последующие дни выступления «Астана Балет» стали открытием новой стилистики молодых хореографов как Мукарам Авахри («Кармен») и Рикардо Амаранте («Diversity», «Love fear loss», «A fuego lento»). По мнению Айгуль Тати эти дни прошли как дивертисмент разнообразных балетов: «Это был как фонтан, каскад красиво исполненных танцев, в стиле неоклассики на музыку мировых шедевров».

Артисты балета остались довольны радушным приемом минских жителей. Ведущая солистка театра Айнур Абильгазина отмечает, что сцена театра очень многогранна, она может всяческий перестраиваться под каждое выступление. Еще одна солистка театра Дилара Шомаева считает, что публика – самая важная составляющая театра. Очень приятно ощущать обмен энергии зала со сценой.

«Зал был пропитан трепетной любовью к искусству, теплой и гостеприимной атмосферой, что благотворно повлияло на наши выступления.  Мы старались языком танца передать всю палитру чувств хореографии», – говорит солистка Татьяна Тен.

Зрители ответили взаимностью. Жительница города Полоцк Ирина Строганова специально приехала на спектакли театра «Астана Балет»:

«В спектаклях чувствуется очень динамичная техническая подача, смотрится на одном дыханий. В постановке «Кармен» очень понравилось создание атмосферы, которая созвучна и гармонична с музыкой. Ты не только смотришь на эти пластичные движения, а чувствуешь воплощение души в реальность, погружаешься в нее и вдыхаешь всю красоту танца», – поделилась впечатлениями гость Минска.

Словом, белорусская публика восторгалась, восхищалась, желала еще раз увидеть «Астана Балет» на своей сцене.

«По пластике и телосложению артистов читается их профессионализм, основательный и серьезный подход в исполнении стиля, вложенный хореографом. Это отметили все участники фестиваля. Некоторые бессюжетные постановки завораживают современной декорацией, динамичной пластикой и красивой картинкой. Разнообразие репертуара театра «Астана Балет» вызвало большой интерес зрителей, а также артистов из других стран», – сказал ведущий мастер сцены театра Игорь Оношко, дружелюбно приглашая астанинских коллег выступить еще раз на сцене своего театра.

Прощаясь с талантливым творческим коллективом Юрий Троян подчеркнул, что театр использует наследие неоклассики, свободной пластики, современной хореографии и совершенно смело соединяет с национальными традициями. Это создает изюминку, индивидуальное зернышко, который присуще не одному исполнителю, а творческому коллективу. Профессиональная убедительность, индивидуальный почерк и молодость театра  – залог будущего успеха театра «Астана Балет».