Улькяр Алиева: «Форсайт – это новый уровень для казахстанского балета»

 

06 Ноября 2017 10:11
abctv.kz

«Астана Балет» презентовал казахстанской публике легендарный спектакль «На грани». Брутальная музыка, экстремальная техника, непрерывный поток движений – все это балет In the Middle, Somewhat Elevated, шедевр яркого представителя неоклассической хореографии Уильяма Форсайта. «Астана Балет» – один из немногих, кому удалось получить лицензию на постановку этого спектакля. На территории СНГ балет был показан только в Большом театре Москвы. Билеты на премьеру были раскуплены за месяц вперед, зал оказался заполнен под завязку – казахстанская публика, словно завороженная, наблюдала за происходящим на сцене. Подобных этой постановке «Астана Балет» еще не ставил. Как отметила abctv.kz театральный и музыкальный критик, профессор Азербайджанской национальной консерватории Улькяр Алиева, приехавшая специально на премьеру: «Форсайт – это знаковое событие для казахстанской сцены». «Каждый современный хореограф очень трепетно относится к своим произведениям. Прежде чем дать согласие на постановку своего детища, они посылают эмиссаров посмотреть профессиональный уровень балетной труппы и возможности театра. И не всем дают разрешение. Можно по пальцам пересчитать театры, которым дали лицензию на эту постановку. Но теперь в их числе и «Астана Балет». Я считаю, это свидетельствует о профессионализме», – поделилась своим мнением критик.

Танцевать живую легенду, культового современного хореографа, по ее словам, дорогого стоит. Но еще ценнее – изучить уникальную и экстремальную технику Форсайта. Вместо привычного прямого корпуса от исполнителей требовалось выкручивать тела, задействовать каждую мышцу и косточку. Каждое движение высчитывалось режиссером-постановщиком с точностью до микрон. Для казахских танцоров, вышедших из классического балета, эта постановка стала «пробой пера». Сами артисты не скрывают, что уже в первые дни репетиций испытали физический и эмоциональный шок. Но тест на прочность и выносливость своего творческого потенциала все-таки прошли. Улькяр Алиева уверена: раз казахстанской труппе удалось удачно усвоить Форсайта, теперь им любой современный танец «по ногам». «В мире много хореографов, вокруг и около современного балета, но уровень Форсайта – это новый качественный виток в развитии балета. Для казахских специалистов увидеть современную профессиональную качественную постановку – это уже событие. И одно дело смотреть ее на видео, другое – видеть воочию, чувствовать атмосферу, замечать нюансы, различать оттенки, открывать для себя что-то новое. Ну а для публики это открытие – дверь в новый мир современного балета», – прокомментировала критик. Улькяр Алиева призналась: в «Астана Балет» приехала впервые, по приглашению руководства театра. После экскурсии осталась под впечатлением от увиденного. Балетного критика впечатлили не только размеры сооружения, экстерьер и интерьер здания, но и технические возможности. По ее словам, сегодня не у каждой балетной труппы за границей есть собственное помещение. Многим приходится разово арендовать залы, иногда вовсе не приспособленные для балета, собирать труппу на определенные проекты по контракту и ставить в основном одноактные, или так называемые экономные балеты, без декораций и сценографии, где при минимальных затратах хореографы могут получить максимум отдачи. Экономят они, объяснила Улькяр Алиева, чтобы в случае провала постановки не сожалеть о затратах.

«Это нормальное для нынешнего времени явление. Но с другой стороны, любой спектакль, помимо музыкальной, танцевальной и хореографической составляющей, это все-таки еще и визуальное искусство. Красивый фон – это всегда выигрышно. Хореографам и труппе «Астана Балета» повезло, у них нет таких проблем, у них есть крыша над головой. И Рекардо Амаранте с Мукарам Авахри, и Айгуль Тати, которая создает национальные танцы, могут рассчитывать не только на возможности своих танцоров, но и на возможности театра. Казахским хореографам и исполнителям не нужно думать об экономии, им остается только творить и фантазировать, каждый раз выходя на новый, качественный творческий уровень. Это важно, потому что искусство, созданное ими сегодня, будет передаваться по наследству будущим поколениям», – отметила критик. Улькяр Алиева пожелала Казахстану много талантливых хореографов и лицензионных национальных спектаклей, которые бы пропагандировали казахское балетное искусство за рубежом и которые так же ценились бы в мире, как балет Форсайта.

 

 

«Язык танца – это универсальный язык, не требующий перевода. Я знаю, что ваш национальный танец стал визитной карточкой. Это правильно, потому что о народе всегда судят по уровню развития его культуры. Даже если люди никогда не были в Казахстане, но, увидев национальный танец, восхищаются им, это уже большая пропаганда, популяризация страны и культуры. Мне нравится, что вы используете современные казахские композиции в постановках, элементы фольклорной хореолексики, создаете новые, оригинальные композиции, со временем это тоже может стать классикой. Можно сказать, что сегодня «Астана Балет» создает новую историю современного балета», – уверена она. К слову, в рамках премьеры балета «На грани» также были показаны легендарные балеты «Серенада» Джорджа Баланчина и «Контрасты» Рубена Терановы, премьеры которых состоялись в мае этого года.

 

Алина Альбекова

Подробнее: http://abctv.kz/ru/news/ulkyar-alieva-forsajt-eto-novyj-uroven-dlya-kazahstanskogo-baleta
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на abctv.kz